Навигация по сайтуНавигация по сайту

Неразгаданные секреты дыхания. Ситуация 1

Ситуация 1. Артериальное давление малого круга кровообращения выше нормы (гипертония малого круга кровообращения).

Мы специально не будем придавать никакого значения распространившейся в последние годы бессмысленной игре в термины «гипертония» и «гипертензия», т. к. тонус сосудов и давление крови в них неразделимы и всегда соответствен им. Извлекать научный смысл из разделения этих терминов занятие непродуктивное. Мы будем пользоваться старым термином «гипертония», беря в пример электротехнику, представители которой все дружно обозначают движение постоянного тока в проводниках от плюса к минусу, как это делали наши деды, а сами при этом имеет в виду фактическое обратное движение электронов. Наш же случай не связан е необходимостью обратных представлений.

Итак, гипертония малого круга кровообращения. Самым важным отличием дыхания в этой ситуации является микроциркуляционный обмен в капиллярах альвеол легких на пути крови по малому кругу, протекающий при давлении крови внутри капилляров выше номинального и при номинальном давлении воздуха в самих альвеолах (пузырьках) легких. Практически это означает, что повышенное внутри капилляров давление крови способствует увеличенному переносу углекислого газа из крови капилляров в воздух альвеол и препятствует переходу кислорода в противоположном направлении.

Вот где, на уровне микроциркуляции в капиллярах альвеол, из-за повышенного давления крови в легочном круге кровообращения при самом обычном автоматическом дыхании закладываются сразу два нарушения нормального газообмена. Это недополучение организмом кислорода и одновременно с ним вымывание углекислого газа! Мы сознательно подчеркиваем одновременность этих нарушений нормального газообмена при дыхании. Из этих двух нарушений главным, безусловно, является недополучение кислорода, естественна немедленная реакция больного — увеличение частоты и глубины дыхания.

Однако наше исследование было бы существенно неполным и ошибочным, как это было до сих пор в медицине, если мы не обратили внимания на плазму крови в капиллярах альвеол. Повышенное давления крови; в капиллярах приводит к переносу (просачиванию, пропотеванию) некоторого количества плазмы крови (грубо говоря, ее жидкой соленой части) из капилляров в воздушную, бронхиальную часть альвеол, а затем и в бронхи.

Степень недополучения организмом кислорода, вымывания углекислого газа и пропотевания плазмы в бронхи очень сильно зависит от степени и локализации повышения давления в малом круге кровообращения. Не учитывая этого, современная медицина уже давно рассматривает четыре варианта гипертонии легочного круга как четыре самостоятельных заболевания, как четыре отдельных нозологических единицы. Автор берет на себя смелость впервые утверждать, что на самом деле это четыре варианта одного и того же сердечнососудистого заболевания. Название этого заболевания — гипертония легочного круга кровообращения. Четыре его разновидности с различной степенью тяжести и локализацией заболевания: легочное сердце, бронхиальная астма, сердечная астма и отек легких. В современной медицине только сердечную астму иногда рассматривают как первую стадию отека легких. Но в такой же мере легочное сердце является первой стадией бронхиальной астмы.

При малом повышении давления крови в артериях легочного круга мы имеем дело с легочным сердцем. При более значительной гипертонии в артериях легочного круга развивается бронхиальная астма. Здесь уже мы наблюдаем ощутимое пропотевание плазмы крови из капилляров альвеол в бронхи и образование соленых плазменных натеков, а затем и сгустков в бронхах, сужение ими просвета бронхов и образование мокротных пробок. И образуются они вовсе не от усиления выделения секрета слизистой оболочкой бронхов и не связаны со спазмами бронхов, как это без всяких оснований утверждают специальные руководства. Больной начинает дышать глубоко и часто, получает при этом больше кислорода, что ощутимо помогает ему. Усиливается и вымывание углекислого газа, но это не приводит к заметным нарушениям деятельности организма. Но усиливается и пропотевание плазмы крови в бронхи. До определенного количества плазму успевает удалять мерцательный эпителий бронхов, выталкивая ее из бронхов в ротовую полость. Наступает момент, когда бронхи не успевают очищаться от плазмы в них, образуются пробки, количество воздуха, поступающего в альвеолы, уменьшается и развивается приступ удушья. В этот момент принимают все меры к искусственному расширению бронхов и освобождению их от плазменных пробок. Так купируют (останавливают) приступ. Но это не лечение! Плазма пропотевает вновь и вновь, приступы повторяются, становятся всё более жестокими. Лекарственные средства (в наше время это обычно аэрозольно-дозированные средства) требуются все чаще, и требуется их все больше. К бронхиальной астме добавляется лекарственная зависимость. Лечить же надо гипертонию легочного круга! Избавление от гипертонии легочного круга — это единственный способ, приносящий излечение от бронхиальной астмы.

Любая физическая нагрузка требует увеличенного поступления в организм кислорода, что означает необходимость увеличения частоты и глубины дыхания. У больного бронхиальной астмой это сопровождается усилением пропотевания плазмы крови в бронхи и увеличением вероятности развития приступа удушья. Надо всегда помнить, что больной бронхиальной астмой постоянно, круглосуточно недополучает кислород из легких. Частое и глубокое дыхание, а затем и развитие коллатерального кровообращения важнейших органов, помогли бы такому больному практически не ощущать заболевания. Но от пропотевания плазмы крови из капилляров альвеол в бронхи защиты эволюция не предусмотрела. Это люди должны научиться делать сами, не рассчитывая на эволюцию.

Все сказанное здесь о бронхиальной астме в еще большей степени относится к сердечной астме и отеку легких (гипертоии в венах легочного круга кровообращения).

При бронхиальной астме и сердечной астме капилляры еще не повреждаются, форменные элементы крови не выходят за пределы капилляров. При еще большем повышении давления крови в венах легочного круга кровообращения наступает отек легких. Плазма крови интенсивно поступает в бронхи и, смешиваясь с воздухом, вспенивается, появляется клокочущее дыхание, кашель с пенистой мокротой. Резкое кислородное голодание мозга может привести к потере сознания. Высоким давлением крови изнутри разрушаются стенки капилляров, форменные элементы крови появляются вместе с плазмой крови в бронхах в виде розовой пены. Такое состояние смертельно опасно.

Все четыре заболевания: легочное сердце, бронхиальная астма, сердечная астма и отек легких имеют одну и ту же причину — повышенное давление крови в малом круге кровообращения и различаются лишь степенью и локализацией этого повышения. И лечение этих четырех разновидностей одного и того же заболевания заключается в устранении именно этой причины, в устранении гипертонии легочного круга, что требует совершенно разных мер в зависимое та от локализации гипертонии в легочном круге, хотя частично меры: и совпадают.

Вспоминается статья в давнем номере журнала «Здоровье», в которой читателей справедливо убеждали не путать бронхиальную астму с сердечной астмой. Подчеркивалась мысль о том, что при сердечной астме сердце «не в состоянии, перекачать с достаточной скоростью всю поступающую к нему через легкие кровь. Она накапливается в легких, которые становятся менее податливыми на вдохе, более жесткими, или, как говорят врачи, ригидными. Такие легкие с усилием расправляются, чтобы вдохнуть воздух. Человек вовремя приступа прежде всего испытывает неодолимый страх, садится или встает. В результате уменьшается приток крови к сердцу, а следовательно, и нагрузка на него. Нередко больной подбегает к окну, находит руками опору и все усилия направляет на помощь дыхательным мышцам при вздохе.

Иногда принимаемое человеком положение, прекращение физической нагрузки, действие свежего воздуха, успокоение уменьшает нагрузку на сердце настолько, что оно вновь справляется с задачей обеспечения кровообращения, и удушье постепенно прекращается. Однако, если этого не происходит, продолжающийся острый застой крови в легочных сосудах приводит к тому, что жидкость из просвета капилляров выходит через их стенку. Этому способствует повышение внутрисосудистого давления и нарушение кислородного питания капиллярной и альвеолярной стенок. Жидкость образует вначале скопления, «муфты» вокруг сосудов, а затем проходит и через альвеолярную стенку в просвет альвеол. Так развивается грозное осложнение заболеваний сердца — отек легких».

«Врачи рассматривают сердечную астму как начало, первую стадию отека легких». Во время приступа удушья журнал рекомендует: «Оказывать больному первую помощь следует как при сердечной астме, ибо она вызывает более серьезное осложнение, чем бронхиальная. К тому же средства, применяемые при сердечной астме, не повредят страдающему астмой бронхиальной, в то время как лекарства, обрывающие приступ бронхиальной астмы, могут причинить вред, если их принял человек с приступом сердечной астмы».

Далее следуют советы по расширению сосудов нитроглицерином, уменьшению притока крови к сердцу, разгрузке легочного кровообращения, приему быстродействующих мочегонных средств.

«Напомним еще раз: при сердечной астме нельзя давать лекарства, помогавшие кому-то при бронхиальной астме. Они могут утяжелить приступ удушья! Нельзя принимать эти лекарства, даже если во время выдоха отчетливо слышны свистящие хрипы, присущие бронхиальной астме. Это может быть смешанная астма — в основе еврей сердечная, но сопровождающаяся сужением просвета бронхов. Разобраться в этих тонкостях под силу, конечно, только врачу».

Вот такое типичное для современной медицины сочетание большого врачебного опыта и такого же большого непонимания процессов, протекающих при заболевании. При таком представлении о заболеваниях разобраться в их хитростях врачу не под силу. Не понимая происходящего, он может лишь заученно назначать то, чему его учили, в том числе одновременно полезное и вредное.

Здесь уместно напомнить, что гипертония малого круга кровообращения вполне может сочетаться с гипертонией, гипотонией или нормотонией большого круга кровообращения.

Важно также подчеркнуть, что недополучение организмом кислорода из легких означает кислородное его голодание. Организм компенсирует общее недополучение кислорода усилением кровообращения только важнейших органов, развитием системы коллатералей в них. Недополучение кислорода с каждой порцией крови организм компенсирует подачей увеличенного количества порций крови к важнейшим органам и тканям с одновременным уменьшением подачи крови (а с ней и кислорода, глюкозы и т. п.) менее важным органам и тканям, что сопровождается ослаблением работы последних. Но такая компенсация возможна лишь до определенных пределов, пока плазма крови, просачивающаяся из капилляров в бронхи, не начинает ощутимо перекрывать доступ воздуха в альвеолы, вызывая приступ удушья.

Как же ведут себя больные этими четырьмя разновидностями одного и того же заболевания — гипертонии легочного круга?

Вымывание углекислого газа, имеющее место при этом заболевании, не только не угрожает жизни таких людей, но и не оказывает заметного влияния на состояние организма.

Одновременно с вымыванием углекислого газа имеет место недополучение кислорода из легких. Вот оно и дает соответствующие ощущения немедленно и в той же степени, к какой недополучен кислород. Пополнить организм кислородом в данном случае сам больной может только усиливая дыхание, его глубину и частоту. Это сразу же автоматически он и делает и тут же получает ощутимый результат, кислорода поступает больше. Больной привыкает дышать глубоко и часто. На выручку приходит и коллатеральное усиление кровообращения важнейших органов и тканей. Но любая физическая нагрузка заставляет еще увеличивать глубину и частоту дыхания, усиливать кровообращение, плазма крови еще больше пропотевает в бронхи, поступление воздуха в альвеолы значительно сокращается. Наступает состояние порочного круга, приступ бронхиальной астмы (сердечной астмы, отека легких). Чем больше подступает удушье, тем глубже и чаще старается дышать больной, и тем больше пропотевает плазма в бронхи, тем сильнее удушье, и тем опаснее этот порочный круг.

Ни вымываение углекислого газа, ни даже недополучение кислорода за Счет ухудшения газообмена не страшны больному гипертонией легочного круга. Ему страшно пропотевание плазмы в бронхи, резкое сокращающее доступ воздуха в альвеолы. Воздух попадает в легкие в достаточном количестве, но не может дойти до альвеол, где должен состояться обмен кислорода воздуха на углекислый газ крови. А вымывание углекислого газа, которое К. П. Бутейко положил в основу своих теоретических взглядов, так понравившихся академику Н. М. Амосову и очень многим другим, не имеет не только влияния, но даже и близкого подобия влияния на удушье при бронхиальной астме.

Наши исследования будут еще более верными, если мы внесем необходимое уточнение. Дело в том, что при гипертонии малого круга кровообращения количество крови в сосудах малого круга увеличено по сравнению с нормой. Увеличено и количество эритроцитов, носителей углекислого газа.

В газообмене также участвует увеличенное количество эритроцитов, что несколько смягчает недополучение кислорода и усиливает вымывание углекислого газа, но не меняет существа процесса дыхания при гипертонии малого круга кровообращения.

Опубликовано: 05.08.2008 в 23:56

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: